Алгоритм работы
1. Этап актуализации.
Индивидуально каждый учитель с целью самооценки и рефлексии заполняет карту «Критерии оценки профессиональных компетенций учителя».
2. Коллективная работа в группах:
- Ознакомление и обсуждение учителями в группах рабочих материалов, в которых с различных позиций проанализированы компетентности, качества личности и педагогические умения современного учителя: по результатам деятельности, по уровню знаний, по гностическим, проектировочным, конструктивным, коммуникативным и др. умениям, по характеру, способностям и ряду других позиций.
- Выбор критериев наиболее соответствующих идеальному образу профессионально компетентного учителя лицея, обсуждение критериев и вариантов графического изображения в группе, фиксирование на листах большого формата предложений;
- Коллегиальное создание постера с проектами «Модель профессиональной компетентности учителя лицея» по каждому виду компетентности, подготовка сообщения.
3 Презентация постеров «Модель профессиональной компетентности учителя лицея» (выступления представителей групп).
4. Обсуждение итогов работы в группах.
5. Выработка проекта решения. Создание экспертной группы, которой педсовет поручает конкретизировать и детализировать принятое решение, а также сформулировать цели и задачи коллектива, направленные на реализацию этого решения.
6. Подведение итогов педсовета. Рефлексия.
Рефлексия после педсовета (заполнение карточек).
№ | Мнение |
Оценка 1,2,3,4,5 |
1 | постановка проблемы педсовета мне интересна и мотивирует на дальнейшую деятельность | |
2 | работа групп была творческой и продуктивной, была возможность свободно выражать свои мысли, конструктивно обсуждать проблему | |
3 | групповая форма работы позволила не только выразить свое мнение, но и сопоставить его с мнением коллег, уточнить, осмыслить, обосновать, в чем-то пересмотреть свои представления | |
4 | новая информация, преподнесенная в рамках педсовета, послужила материалом для размышления, сопоставления и анализа | |
5 | деятельность учителей в рамках педсовета по постановке целей, структуре, подходу можно отнести к разряду инновационных | |
6 | методику педсовета учителю можно взять за основу для проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия |
26 марта 2014 в ГУО «Лицей при ГИИ» МЧС Республики Беларусь состоялся тематический педсовет «Профессиональная компетентность учителя как необходимое условие повышения качества образования». Целью его стала актуализация развития профессиональной компетентности учителя, обмен опытом педагогов по проблеме осуществления работы над повышением личной профессиональной компетентности, углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту. По актуальным проблемам выступили педагоги и офицеры Лицея.
Открыла педагогический совет своим выступлением заместитель начальника Лицея – начальник учебного отдела Тамара Петровна Рябкова. Она осветила основные теоретические аспекты профессиональной компетентности педагога. На основе представлений, выявленных у педагогов, показала обобщенную модель «Профессионально компетентный учитель Лицея».
Об организации и проведении воспитательной работы на выпускном 5 курсе выступил начальник курса майор внутренней службы Алексей Георгиевич Дашкевич. Он рассказал об основных направлениях профориентационной деятельности, патриотическом, трудовом и нравственном воспитании на курсе, о мерах применения дисциплинарной практики, а также особое внимание было уделено индивидуально-воспитательной работе с учащимися.
Была освещена и тема психологической характеристики личности учителя, которую раскрыл начальник сектора психологического и социально-педагогического сопровождения капитан внутренней службы Александр Дмитриевич Музыченко. Периферийными качествами учителя он отметил доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость и внешнюю привлекательность. Назвал некоторые негативные качества и профессиональные противопоказания учителя.
Следующим теоретическим блоком стало выступление педагогов Лицея. Личным опытом о мотивации деятельности учащихся на уроках физики и создании условий для их развития поделилась учитель физики высшей квалификационной категории Алла Александровна Карацюба. Мотивация школьников к учению начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности учеников, стремится создать условия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ, включение учащихся в учебный процесс должно максимально развивать мыслительную их деятельность.
Одной из немаловажных проблем в деятельности педагога является оценивание учебных достижений учащихся. По данной проблеме выступила учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории Валентина Васильевна Дроздова. Она отметила, что проблема оценивания упирается в решение трех основных вопросов: с какой целью оценивать учебные успехи учащихся, что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности учащегося, как лучше обеспечить объективность отметок. При компетентностном подходе главное – это способность человека к самооценке. Не следует забывать, что компетентностный человек способен не только оценивать зоны своего знания и умения, но уметь их охарактеризовать.
Одной из важнейших компетентностей современного учителя является информационная. О её роли в системе образования рассказала учитель белорусского языка и литературы высшей квалификационной категории Татьяна Валерьевна Колесникова. Формирование информационной компетентности должно проходить на всех уроках, т.е. систематически. Необходимо подразделять задания, обеспечивающие формирование начального уровня развития информационной компетентности - определение способа решения задачи для нетипичной ситуации; самостоятельный поиск информации; использование различных источников социальной информации, самостоятельное представление результатов ее обработки в форме, требуемой по условиям задачи. Следующий уровень (более сложный) – это нахождение способа решения задачи для нетипичной ситуации; самостоятельный поиск и структурирование необходимой для решения задачи “готовой” информации; использование различных источников социальной информации, самостоятельное получение в результате ее обработки и обобщения объективно новой информации.
1. Каждый учитель в процессе своей деятельности сталкивается с различными педагогическими ситуациями, которые он должен уметь грамотно решать. Учитель математики высшей квалификационной категории Наталья Фёдоровна Рогова выделила три фазы развития педагогической ситуации: конфликтное острое начало с явным нарушением социально-ценных норм и ценностей одним из участников, ответная фаза соперника, быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей.Найти правильное решение можно, если, не унижая ученика говорить правдиво свое отношение к данной ситуации, пробудить желание и помочь посмотреть на данную проблему другими глазами, прочувствовать, оценить свое поведение и поведение других с позиции всех сторон данного взаимодействия.
2. Знания и умения эффективно организовывать и поддерживать взаимодействие с учащимися и коллегами в сфере межличностных отношений говорят о наличии у педагога социальной компетентности. Данную тему в своем докладе осветила учитель информатики высшей квалификационной категории Ирина Васильевна Криштопчик. Она выделила основные компоненты данной компетенции: мотивационный, когнитивный и операционально-поведенческий. Таким образом, обозначив структурные компоненты социальной компетентности педагога, она определяется, как способность ориентироваться в ситуациях взаимодействия, критически анализировать свою коммуникацию, основанием которой являются ценности, опыт, обучение и работа над собой.
3. Профориентация в Лицее реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. О важной роли этого направления рассказал преподаватель специальных дисциплин майор внутренней службы Денис Владимирович Крюк. Основными аспектами профориентационной работы в нашем учебном заведении являются: профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и другое; тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности; консультации по выбору профиля обучения педагогами и офицерами-воспитателями. Организация и проведение экскурсий в учебные заведения МЧС, ПАСЧ, ПАСО, встречи с ветеранами и работниками МЧС, участие в различных конкурсах.
Подытожила теоретическую часть педагогического совета своим выступлением «Самоорганизация методического обеспечения педагогической деятельности» методист учебного отдела Лицея Валентина Григорьевна Никулина. Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Также были отмечены некоторые способы совершенствования своей компетентности. Компетентность педагога – это способность качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экспериментальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
В качестве рефлексии на завершающем этапе педсовета была проведена деловая игра «Золотые правила педагога».
Решение заседания педагогического совета № 4 от 26.03.2014
1. С целью совершенствования профессиональной компетентности педагогическим работникам лицея провести самооценку профессионального уровня на основе требований нормативных документов с использованием полученных на педсовете теоретических сведений и положительного опыта работы коллег.
Ответственные: Рябкова Т. П. – заместитель начальника - начальник учебного отдела, Ключников А. В.- заместитель начальника начальник ОИиВР, Никулина В.Г.- методист.
Срок: апрель, 2014.
2. Провести комплексную диагностику педагогических работников и собеседование по ее результатам, разработать рекомендации по самообразовательной деятельности с учетом их уровня подготовки и педагогических затруднений.
Ответственные: Никулина В.Г.- методист Лицея; Воронович Н.Н., Гольник И.В., Лоцманова Н.В., Насонова О.П. - руководители ПМК.
Срок: апрель, 2014.
3. Внести коррективы в планы работы по самообразованию и перспективный график повышения квалификации педагогических работников лицея с учетом результатов самоанализа и комплексной диагностики, а также требований к профессиональной компетентности, изложенных в нормативных документах
Ответственные: Никулина В.Г.- методист Лицея; Воронович Н.Н., Гольник И.В., Лоцманова Н.В., Насонова О.П. - руководители ПМК.
Срок: апрель, 2014.
4. Провести практические тренинги с учителями и офицерами–воспитателями по овладению приемами саморегуляции, средствами противостояния профессиональной деформации и самомотивации к профессиональному росту, обучению методам планирования профессиональной деятельности, выявления проблем и их самостоятельного решения.
Ответственные: начальник сектора ПСПС капитан внутренней службы Музыченко А.Д., методист Никулина В.Г., педагог-психолог Лис И.С.
5. С целью организации эффективного профессионального общения и раскрытия потенциала каждого педагога активизировать практику взаимопосещений учебных занятий и воспитательных мероприятий.
Ответственные: Никулина В.Г.- методист Лицея; Воронович Н.Н., Гольник И.В., Лоцманова Н.В., Насонова О.П. - руководители ПМК.
Срок: апрель-май, 2014.
6. Провести конкурс профессионального мастерства «Педагог Лицея-2014»
Ответственные: Рябкова Т. П. – заместитель начальника - начальник учебного отдела, Ключников А. В.- заместитель начальника начальник ОИиВР, Никулина В.Г.- методист.
Срок: октябрь, 2014.
7. Всем педагогам эффективно использовать возможности преподаваемого им учебного предмета, внеклассной работы, исследовательской деятельности с целью реализации задач успешного профессионального обучения учащихся, подготовки их к поступлению в учреждения образования МЧС и службе в подразделениях МЧС.
Ответственные: учителя, офицеры-воспитатели, работники сектора ПСПС, работники клуба.
Срок: постоянно.
8. Провести фестиваль проектов по тематике «Профессия - спасатель», по итогам оформить сборник материалов, опубликовать на сайте Лицея.
Ответственные: Никулина В.Г.-
методист Лицея; Воронович Н.Н., Гольник И.В., Лоцманова Н.В., Насонова О.П. - руководители ПМК, учителя, кураторы
Срок: апрель, 2014.
9. Оформить в каждом учебном кабинете и кабинете самоподготовки уголки, посвященные направлениям деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям и профессии «спасатель», провести смотр-конкурс.
Ответственные: Никулина В.Г.-
методист Лицея; преподаватель СД майор вн. службы Крюк Д.В., начальники курсов, учителя, кураторы
Срок: апрель-май, 2014.
10. Провести среди педагогических работников и лицеистов конкурс эссе «Настоящий лицеист»
Ответственные: Насонова О.П. - руководитель ПМК «Язык и литаратура», педагог-организатор Калинина М.Г.
Срок: апрель, 2014.
< Предыдущая |
---|